Мини-сочинения по русскому языку и литературе

Опросы
Активных опросов нет

Комедия великого писателя Н. В. Гоголя «Ревизор» - это потрясающее своей точностью и искрометным юмором произведение, действие которого проистекает в крошечном уездном городке, целиком подвластном кучке хитрых и корыстолюбивых чиновников во главе с городничим. 

Образы правителей города представлены читателю в самом саркастическом и комедийном ключе, безжалостно подчеркивающем худшие из человеческих недостатков – трусость, хитрость, чванливость, раболепство, чревоугодие, беспросветную глупость. И не случайно ветреный, весьма далекий от человеческих благодетелей проезжий вертопрах в этой пьесе призван наказать, одурачить и публично унизить этих беспринципных людей. 

Главное лицо города, Антон Антонович, поразительно скуп и властолюбив. И даже его жена и дочь в полной мере разделяют его недостатки, являясь вздорными, себялюбивыми и претенциозными дамами. 

Прочий чиновничий аппарат – это судья Ляпкин-Тяпкин, взяточник и картежник, ведущий аморальный образ жизни. Добчинский и Бобчинский – скромные и незначительные личности, которые своим рабским поклонением и самоуничижительными речами смешат и раздражают читателя. Хитроумный и бесчестный почтмейстер Шнекин, бездушный попечитель богоугодных заведений Земляника, запуганный смотритель училищ Лука Лукич – эти портреты поражают своей живостью и будят в читателе подлинное отвращение. И не случайно на премьере этой великой комедии многие зрители узнали в талантливо описанных образах самих себя, с возмущением покидая театральные ложи. 

Правящая верхушка уездного города – это не только бездарная администрация, но еще и глубоко преступная группа, унижающая достоинство простых жителей города. Прямым вымогательством взяток и всяческих услуг, чиновники обрели славу безнаказанных и бесчестных негодяев, которые, впрочем, чувствуют себя в этом звании достаточно комфортно. Их наивное сознание собственной правоты возмущает читателя и дает ему повод открыто и зло высмеять столь неблаговидную манеру поведения.

Уездный город – это средоточие порока, это символ болезней и язв, поражавших общество того времени. Это произведение является показательным и поучительным и в наши дни, в особенности для тех, кто с готовностью перенимает негативные качества правителей уездного города и их недостойного главы.

     Самые главные испытания в жизни человека - это испытание властью, деньгами и славой. В комедии Гоголя «Ревизор» речь идет о тех людях, которые не прошли два основных испытания: властью и деньгами.

     Эти люди - чиновники, которые злоупотребляют своим положением в обществе, они привыкли оставаться безнаказанными, считая, что им и дальше все их грязные деяния будут сходить с рук. Но неожиданно они получают известие о том, что в их город едет ревизор. Эта новость привела всё чиновничество города в панику. Главный среди этих чиновников - Городничий. Он-то и узнает первым о приезде ревизора. Но будучи сам далеко не честным человеком, берущим взятки, нарушающим возложенные на него обязательства, он понимает и знает, что все его подчиненные также нечисты на руку. Именно поэтому он и предупреждает их о приезде Ревизора. Ведь будучи не глупым человеком, он понимает, что «рыба тухнет с головы» и что это с его позволения происходят все нарушения и совершаются все неприглядные поступки. А с кого всем этим чиновникам брать пример, если сам городничий ведет себя столь неподобающим образом?

     Городничий знает обо всех беззакониях в городе, но считает это нормой, утверждая, что так уж заведено Богом, и нет человека без греха. Да и сами жители города не раз сталкивались с наглостью чиновников, среди населения давно хотят слухи обо всех представителях власти: о судье Ляпкине-Тяпкине, берущего взятки только щенками борзых, о Землянике, в попечительстве которого находятся богоугодные заведения, где также творится беспорядок и процветает беззаконие, о почтмейстере Шпекине, вскрывающем чужие письма, о смотрителе училищ Хлопове, вечно жалующемуся на тяготы своей службы.

     Переполох чиновников в этой комедии вызывает смех, но тут, как говорится, «смех сквозь слезы". И было бы очень смешно, если бы не было так грустно. К сожалению, произвол чиновников процветает и по сей день. Очень многие представители власти пойманы на получении взяток, замечены в злоупотреблении своими полномочиями.

     Комедия «Ревизор» - это актуальное и в настоящее время произведение, в котором многие чиновники могут узнать себя.

     В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь сумел показать картину русской действительности первой половины XIX века. Как он сам сказал, в этой комедии он «собрал все дурное и все несправедливости». Действительно, царствование Николая I характеризовалось как период глубокого застоя, который отразился во всех сферах жизни. Вроде бы для жизни есть все необходимое, а упадок присутствует везде.

     Историю о приезжем чиновнике, сумевшем обмануть жителей города, рассказал Гоголю еще Пушкин. Интересно, что в этой комедии полностью отсутствуют положительные персонажи. Есть только отрицательные, и это не характерно для русской сатиры. Зато они становятся носителями практически всех человеческих пороков: ничтожность интересов, глупость, лицемерие, отсутствие гордости.

     Маленький уездный город стал олицетворением России, в которой люди, обращаясь к чиновникам, не видят другого выхода из положения, кроме как дать взятку. В среде государственных служащих процветает казнокрадство, подхалимаж, произвол и взяточничество. Но при этом все они заботятся о внешней благопристойности.

     Хлестаков является удивительным персонажем. Петербургский служащий по образованию и нравственности оказывается совсем не лучше провинциальных коллег. Что только лишний раз доказывает: именно таковы чиновники по всей России.

     Каждый персонаж гротескный и имеет «говорящую фамилию». Жизненное убеждение Сквозник-Дмухановского, что взяточничество «самим Богом устроено» и по-другому быть не может». Судья Ляпкин-Тяпкин считается образованным, потому что прочел «5-6 книг». Почтмейстер Шпекин новости жизни черпает из вскрытых чужих писем. Попечитель богоугодных заведений и лекарь Гибнер надеются только на волю Божью, но никак не на медицину.

     Именно страх лишиться доходного места и всех привилегий затмил перед чиновниками остатки здравого смысла. Поэтому они и поверили вранью Хлестакова, а не попытались что-то исправить в жизни горожан к лучшему. Им это и в голову не пришло.

     Пустышка и выскочка, который «говорит и действует безо всякого соображения», Хлестаков сумел обмануть такого многоопытного Городничего, который, как он сам говорил: «обманывал мошенников над мошенниками».

     Гоголь в комедии «Ревизор» сумел показать существующий строй, общество с изнанки ярко и правдиво. Его персонажи узнаваемы даже сейчас, в наше время и поэтому, к сожалению, произведение все еще остается актуальным.

     Комедия, которой скоро будет 200 лет, до сих пор поражает нас актуальностью изложенных в ней проблем. Современные чиновники совершенно не изменились, и кажется, что они просто переоделись из старинных костюмов и начали разговаривать немного другим языком. Но их суть осталась неизменной: ничего не делать, урвать кусок послаще и уйти от ответственности.

     Все преступления совершаются в открытую; в больницах пациенты мрут как мухи; почтмейстер не стесняется вскрывать и читать чужие письма — в России это творилось на каждом шагу и узнаваемо даже сейчас.

     Узнав «пренеприятнейшее известие» все чиновники осознают неминуемость расплаты, но тем не менее надеются на русский авось. И чудо случилось: «ревизор» оказывается «своим человеком», охотно берет мзду и приударяет за барышнями.

     В немой сцене, мастерски описанной Гоголем, когда чиновники узнают правду, все отрицательные персонажи буквально окаменевают от ужаса. Реплика Городничего: «Над чем смеетесь — над собой смеетесь!» вторит еще одной важной фразе Хлестакова: «Я везде, везде». Гоголь много раз подчеркивал, что это не обычный обманщик и бедняк, которому удалось провернуть удачное дело. Хлестаков соединил в себе много характерных черт человека этой эпохи.

     Настоящий Ревизор так ни разу и не показан в пьесе — до героев лишь доносится весть о его приезде. Чиновникам придется пережить все заново, причем вероятность того, что настоящего проверяющего удастся подкупить, ничтожно мала.

     И Гоголю, и читателям очень хочется надеяться, что вскоре над этими преступниками будет свершен справедливый суд и они понесут заслуженное наказание. Но такой надеждой Россия живет уже несколько сотен лет.

     Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, местный судья, в уездном городе прослыл вольнодумцем и философом, так как прочел 5-6 книг. Так думают окружающие, которые сравнивают его с Цицероном, да и он сам считает так же.

     Служитель Фемиды очень отличается от коллег – он любит порассуждать о сотворении мира, да так, что «волосы дыбом поднимаются», и не посещает церковь. Все чиновники отмечают невоспитанность судьи и отсутствие знания французского. А еще он не подчиняется Городничему, поэтому ведет себя с ним свободно и даже оспаривает его высказывания.

     Ляпкин-Тяпкин прослыл «охотником большим на догадки», поэтому сразу же объяснил причину появления Ревизора: «Россия хочет вести войну, и министерия подослала чиновника узнать, нет ли где измены».

     Вот уже 15 лет герой служит судьей, причем выполняет свои обязанности соответственно его фамилии: «как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда...»

     Поэтому Аммос Федорович особо не боится проверяющего — ревизор «если и заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни не будет рад».

     В его ведомстве полнейший бардак. В здании суда держат гусей и собак, заседатель всегда пьяный, в присутственном месте висит на стене охотничий арапник, а сам судья берет взятки борзыми щенками. Причем называет это «совсем иное дело» и даже не считает мздой.

     Помещики, которые судятся, предоставляют Ляпкину-Тяпкину земли для охоты. Он сам в открытую наезжает к жене Добчинского, и все дети помещика очень похожи на Аммоса Федоровича.

     Гоголь показал в образе судьи распространенный в то время тип законника, который меньше всего думает о профессиональных обязанностях. Он вольготно живет в свое удовольствие, не гнушается брать взятки и не боится понести за это наказание.

     Хлестаков и Городничий — два главных персонажа комедии, очень яркие образы, которые имеют много общего. Гоголь сконцентрировал в их характерах основные черты эпохи.

     Главное качество, объединяющее героев, — они оба являются мошенниками. Оба, старый и молодой, носители типичных отрицательных черт и даже имена их сегодня считаются нарицательными. Оба любят власть, им нравится, когда перед ними заискивают. Оба эгоисты, не желают честно работать и хотят жить за счет других.

     Городничий Скозник-Дмухановский хотя бы трудился и достиг должности на склоне лет. Он намного умнее лжеревизора - «трех губернаторов обманул!». А глупец Хлестаков привык жить в праздности, безделье, пьянстве и лени: «Без царя в голове, говорит и действует без всякого соображения». Рожденный дворянином, он имеет все возможности для самосовершенствования и образования, но предпочитает вести разгульный образ жизни: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

     Хлестаков не сумел удержаться на самой мелкой чиновничьей должности, прогулял отцовские деньги и был вынужден вернуться в деревню. В отличие от Городничего, который с самых низов за 30 лет дослужился до высокого поста. Антон Антонович одевается в мундир и коротко стрижется. А Хлестаков, наоборот, тратит последние деньги на партикулярное платье и модную прическу. Но в мечтах о лучшей жизни они похожи — мечтают о преклонении окружающих.

     Именно страх наказания за проступки, который оба персонажа испытывали друг перед другом в момент первой встречи, не позволил героям увидеть правдивую сущность собеседника. Хлестаков опасался, что его посадят в тюрьму за долги, а Городничий боялся наказания за незаконную деятельность.

     Хуже всего то, что подобные персонажи являются не исключением, а правилом в чиновничьей жизни. Они привыкли жить обманом, поэтому их так легко оказалось обмануть.

     Эпиграф комедии «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива» очень хорошо передает основную мысль произведения — узнавая свои пороки, чиновники все равно пытались обелить себя и разоблачить коллегу.

     Всех чиновников в уездном городе обуревают страсти: к деньгам, охоте, власти, незаслуженному поклонению. Все это происходит с попустительства главного лица — Городничего. Никто из государственных служащих толком не выполняет свои обязанности, все берут мзду, и сам глава города уверен, что «чем выше чин, тем больше взятка».

     Земляника, попечитель богоугодных заведений, оказался самый прыткий плут — придумал подкупить ревизора, а при личном знакомстве первым делом предложил доносить на других. А его лекарь с «говорящей» фамилией Гибнер даже не говорит по-русски.

     Почтмейстер Шпекин обожает читать чужие письма и из них узнавать, что нового происходит в мире. Смотритель училищ Хлопов напуган проверками и боится всего, а особенно заговорить с кем-то, кто чином повыше. Но это не мешает ему жаловаться на инакомыслящих.

     Судья Ляпкин-Тяпкин слывет вольнодумцем (так как прочел несколько книг), берет взятки борзыми щенками и не считает нужным даже вникать в дела, находящиеся в его ведомстве. Квартальные полицейские бьют всех «для порядка» — и правых, и виноватых. А Добчинский и Бобчинский, глупые и неуважаемые сплетники, получают наслаждение от трепетания перед властью.

     Как метко заметил Герцен, Гоголь при описании государственных служащих «с хохотом проник в самые сокровенные складки нечистой чиновничьей души». И действительно, истинное лицо чиновников начала XIX века открывает ужасную картину. Автор недаром выбрал путь не прямого обличения, а через высмеивание недостатков. Они смешны и чудовищны одновременно, но при этом правдивы и распространены повсеместно.

     Гоголь выступил новатором в комедии «Ревизор» во многих аспектах. Здесь полностью отсутствуют положительные герои; сюжет касается не личной жизни, а общественной; отрицательный герой Хлестаков благополучно избегает наказания; да и вся композиция произведения отличается от существовавших в то время пьес. А все события и поведение лиц логически обоснованы человеческими качествами персонажей.

     В «Ревизоре» нет предыстории, а действие сразу же начинается с завязки. Причем с интригующей новости — «К нам едет ревизор». Именно страх чиновников послужил той силой, которая двигала все действие в комедии. Действительно, странный путешественник, который живет несколько недель и не платит денег, формально похож на проверяющего. Поэтому переполох, возникший при его появлении, вполне логичен.

     Далее следует сцена вдохновенного монолога Хлестакова. Он врет безудержно; сам верит в то, что говорит; сбивается с мыслей и несет чушь, но ему верят безоговорочно. Местные жители счастливы, так как обстоятельства складываются наилучших образом для всех.

     Кульминация комедии — вскрытое письмо Хлестакова. Его характеристики персонажей веселят всех присутствующих, кроме того, о ком ведется речь. Затем следует гневный монолог Городничего, и у героев начинают открываться глаза: как можно было такую пустышку принять за важную особу.

     И композиционная развязка — появление жандарма с известием о настоящем Ревизоре. Следует «немая сцена», во время которой все чиновники впадают в оцепенение. Так как теперь возмездие практически настигло героев, а вероятность того, что они смогут его избежать, ничтожно мала.

     Настоящий Ревизор показан проснувшейся совестью, позволяющей взглянуть на себя так, как до этого никто никогда не делал: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!».

     Хлестаков — главный герой комедии «Ревизор». Этот персонаж особенный — он совершенно не подходит на роль сознательного злодея, но и на положительного никак не похож.

     Хлестаков — заурядная личность, глупый и простой: «Несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения». На службе герой числится в самом низшем чиновничьем чине, деньги проиграл в карты — легкомыслие и поверхностность проходят через всю небольшую его жизнь.

     Хлестаков законопослушный гражданин и, увидев у себя городничего, пугается не на шутку. При других обстоятельствах и при большом желании ему бы не удалось обмануть такого проницательного человека, каковым является Городничий. Но окружающие его люди и сами рады обманываться. Поняв, что его приняли за другого, Иван Александрович решает подыграть местным жителям, которые хотят видеть в нем важное лицо. Они буквально навязали Хлестакову эту роль, а он просто находится в гуще событий, ничего не делая для развития действия.

     Главным умением этого персонажа является хвастовство. В такой момент он действует чистосердечно и с вдохновением. Хлестаков сам верит в то, что вылетает из его уст. Догадавшись, что его приняли за другого, пытается извлечь из ситуации пользу — занимает деньги, волочится за женщинами. Гоголь в образе Хлестакова показал российскую действительность начала XIX века, когда значимость человека не зависит от его талантов и достоинств. Лишь сила всеобщего страха вознесла его на вершину.

     Попутно герой помог автору открыть истинное лицо чиновников, которые в конце пьесы получают по заслугам. А в русской литературе появилось понятие «хлестаковщины» — символ безудержного вранья, позерства, пустой и безответственный человек.

     Гоголь честно предупреждал актеров в авторском описании, что  главный герой — самый трудный образ во всей пьесе. Хлестакову тяжело постичь многие вещи в мире, он недоволен жизнью, но не может осознать причину своих бед. В таком характере проявились многие низменные черты ничтожного и злого человека.

     Сам Гоголь не пожалел для Хлестакова эпитетов: «пустейший, говорит и действует без всякого соображения, не может остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли». Даже портрет его описывает ничтожную личность: «невзрачный, худенький, тоненький, а как наденет фрачишку – ну точно муха с подрезанными крыльями».

     Чин его самый низкий — коллежский регистратор, который только и умеет, что переписывать бумаги. Да и то, «делом не занимается: вместо того, чтобы в должность, он идет гулять по прешпекту, в картишки играет».

     Герой не привык ни в чем себе отказывать: «на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Поэтому счастливый случай, позволивший Хлестакову чувствовать себя значительным и важным, вполне допускают чиновники и он сам — без ума и усилий стать главой департамента.

     Хлестаков много рисуется перед провинциалами, его речь витиеватая и пересыпана французскими словами. В обычной жизни без брани он не обходится: обзывает соседей-помещиков, трактирного хозяина и его слугу. Получив от чиновников уездного города радушие и деньги, Хлестаков и в письме к другу описывает их оскорбительными словами: «свинья в ермолке»; «матушка готова на все услуги»; «глуп, как сивый мерин».

     С просителями он ведет себя по-разному — женщин сразу же бесцеремонно выпроваживает; а с купцами, у которых намеревается занять денег, обращается любезно и обещает исполнить просьбы. Вообще, его высокомерная барственность много раз сменяется в пьесе услужливостью и заискиванием, когда ему что-то нужно. Но, получив свое, Хлестаков снова становится неуважительным и грубым.

     Это персонаж общечеловеческий, но именно в николаевскую эпоху случился расцвет подобных героев. Люди видят ничтожную личность, но чин затмевает в глазах окружающих все: разум, логику и жизненный опыт.

 
Страница 2 из 2 << < 1 2
Загрузка...
© 2017 [ PG.t : 0.01 | DB.q : 5 | DB.t : 0.00 ]