Мини-сочинения по русскому языку и литературе

Опросы
Активных опросов нет

Размышляя о законах построения литературного произведения, мы неминуемо анализируем и личность главного героя, однако далеко не всегда этот персонаж является положительным, как произошло это и в комедии великого Гоголя.

И действительно, главное лицо «Ревизора» - персона аморальная. Это погрязший в карточных долгах кутила, занимающий ничтожное положение в столице, однако не лишенный известного себялюбия и тщеславия. Оказавшись в счастливых для себя обстоятельствах, будучи принятым неискушенными провинциалами за высокий чин из Петербурга, он немедленно старается обратить ситуацию в свою пользу, чего и добивается с успехом.

И при всей своей порочности и никчемности, это человек помогает автору обличить целый ряд продажных и насквозь пропитанных фальшью чиновников во главе с опытным и беспринципным вором, городничим. Эта свора жалких проходимцев, проживающих свой век в удовольствиях, купленных за взятки и открыто присвоенные государственные средства, в конце комедии терпит окончательное и бесповоротное поражение, и дальнейшая их участь подразумевает полное разоблачение и серьезные взыскания.

Так Хлестаков, будучи лживым и эгоистичным вертопрахом, косвенно становится бичом в руках справедливости, наказующей недостойных государственных деятелей, и позитивная роль его в данном деянии очевидна: он вместе с автором и его читателями высмеивает порочную натуру обитателей этого города, позорящих высокое звание слуг народа.

Ошибка, что так дорого обошлась городничему и его подчиненным в комедии Гоголя «Ревизор», произошла не случайно, и, приняв столичного проезжающего, погрязшего в долгах и безденежье, за влиятельную персону, обитатели уездного городка обманулись лишь по причине пребывания в суеверном ужасе от грозящих им наказаний.

Не зря гласит народная поговорка: «У страха глаза велики». И даже столь опытный проходимец как городничий, трепеща за свое более чем выгодное положение, принимает мелкого петербургского чиновника за высокий чин, явившийся для проверки его деятельности. Зная, что число недочетов и нарушений в этом городе чрезвычайно велико, а внешний вид его далеко не привлекателен, городничий с первых же строк комедии испытывает необычайное волнение. И это состояние, страх покарания и потери своего благосостояния и сыграли с ним злую шутку.

Кроме того, лицо, ошибочно принятое за всесильного ревизора, немедленно подхватило эту тему, искусно разыгрывая персону самого высокого ранга. В своем бахвальстве хитроумный Хлестаков превзошел самого себя, упоминая известные имена и громкие чины, чем, безусловно, окончательно поверг легковерных и напуганных чиновников в восхищение и раболепное подобострастие.

Неискушенные в искусстве интриги, дрожащие и отчаянно испуганные перспективами быть разоблаченными в так называемых «грешках», чиновники с готовностью глотают даже самую бездарную ложь столичного гостя, и именно эта боязнь и стала причиной столь роковой ошибки, послужившей, впрочем, хорошим уроком.

Забытый всеми, весьма далекий от пышной столицы и культурных центров, серый провинциальный городок, вялость которого всколыхнул визит так называемого инкогнито из Петербурга, представлен в комедии в качестве отдельного образа, который, как и любой герой произведения, играет в нем определенную великим автором роль.

И действительно, описание города и его обитателей создает некое панно, детальное и достоверное, на фоне которого и происходит основной сюжет комедии. Впрочем, этим описанием Гоголь хотел показать обыденность и заурядность провинциальной российской жизни тех лет, и данный город стал лишь одним из сотен подобных примеров заброшенных и запущенных своими правителями пыльных и неприбранных местечек.

Десятками лет не знавший ни ремонта, ни реконструкций, ни прочих признаков заботы своего главы, этот город представляет собой некое спящее царство, где господствуют пассивность, мракобесие и равнодушие. Здесь никогда ничто не меняется, и эта безысходность ложится тяжелым грузом на всех его жителей, за исключением, разумеется, чиновников, при любых обстоятельствах умеющих наладить собственный быт и наслаждаться жизнью, не особо отягощая себя сознанием того, что все их блага завоеваны обманом и изворотливостью, да и стали возможными лишь за счет горестей и лишений других людей.

Уездный город, с его разрушенными мостами и утопающими в грязи мостовыми, стал своеобразным символом преступной халатности и беззакония чиновников, и автор от души высмеивает все их продажное и жалкое племя.

Главные персонажи комедии Гоголя «Ревизор», городничий Антон Антонович и мнимый «инкогнито из Петербурга», молодой кутила Хлестаков, с самой первой своей встречи стремились, по сути, к одной и той же цели – представить самих себя в наиболее выгодном свете и обвести вокруг пальца друг друга. И, несмотря на то, что их характеры, манеры и положение в обществе существенно разнятся, есть ряд черт, роднящих обоих этих изрядных проходимцев.

Главным образом, и городничий, и его гость, сходны своей небывалой изворотливостью. Они готовы сочинять сотни небылиц, лишь бы произвести определенное впечатление на собеседника. Впрочем, их выдуманные подвиги и нарочитая скромность действительно оказывают должное действие на не слишком проницательных провинциалов, и лишь финальная сцена комедии окончательно разоблачает обоих.

И Хлестаков, и городничий одинаково эгоистичны. Единственное, что волнует их – это собственное благополучие, нажива и возможность и далее наслаждаться жизнью за счет других людей, в данном случае – продажных чиновников и легковерных купцов уездного местечка, беспощадно притесняемых городским головой и искусно обманутых проезжим надувалой.

Эти оба героя не в меньшей мере и тщеславны, полагая собственные персоны чрезвычайно важными и внушительными, являясь на самом деле ничтожными и недостойными людьми.

Городничий и Хлестаков в бессмертной комедии явились собирательными образами человеческой лживости, надменности и откровенно нахального поведения.

Супруга и дочь городничего, являющиеся центральными женскими образами комедии «Ревизор», Анна Андреевна и Марья Антоновна, по-своему любопытные персонажи, ведь этим избалованным дамам, живущим в довольстве и холе, просто тесно в довольно скромных масштабах провинциального городка, а их мечтания устремляются далеко к столичной жизни, полной роскоши и блеска.

Будучи по своей сути капризными и чванливыми, обе эти дамы, тем не менее, пребывают в глубоком заблуждении относительно достоинств собственной внешности и светских манер, считая, что лишь блистательный Петербург достоин их снисходительного присутствия. Это небывалое хвастовство и самомнение необычайно смешно читателю, отчетливо осознающему примитивность этих эгоистичных натур.

Не менее глупым и неуместным представляется читателю и банальное соперничество матери и дочери за внимание и любовь «высокого гостя», рассчитывающего лишь слегка позабавиться за их счет. Ни малейшей жалости не вызывают обе эти одураченные коварным хитрецом женщины, поскольку их порочная и весьма корыстная тяга к мужчине, якобы способному возвысить их положение, производит отталкивающее впечатление и самое справедливое негодование.

Постоянные перепалки матери с дочерью, обоюдное высмеивание недостатков и полное непонимание друг друга вызывают чувство гадливости, и высмеивание этих персон великим автором по-настоящему смешно и искрометно.

Окончание комедии «Ревизор», развязка всей этой увлекательной и саркастической истории бесподобно отражена великим автором в немой сцене. Этот момент стал достойным и безупречным завершением повествования о коротком происшествии в провинциальном городке, приведшем к трагическому для большинства персонажей финалу.

Немой ужас, недоумение, страх, досада – эти чувства, нахлынувшие на каждого участника комедии при оглашении развязки, заставляют не только гоголевских персонажей, но и проницательного читателя глубоко задуматься и осознать причину столь позорного для героев комедии конца.

Одураченные хитроумным вертопрахом чиновники, побежденный уже было взлетевший в своих мечтах до небес городничий, его отвергнутая столичным кавалером дочь и обманутая в тщеславных надеждах супруга – вся эта провинциальная знать, жизнь которой всколыхнул мнимый «инкогнито из Петербурга», в этой сцене внезапно узрела глубину и позор своего бездарного поражения, а главное, страх неизвестности перед грядущим визитом настоящего ревизора, грозящим карой небесной для взяточников и негодных слуг народа.

И даже городничий, оказавшийся в наиболее жалком и осмеянном положении, внезапно прозревает, видя вокруг себя не людские обличья, а «свиные рыла», обращаясь к ним с ненавистью и величайшим презрением, впрочем, не относя свою персону к их числу.

Весь всплеск эмоций, трагизм каждого из обманутых в своих наивных мечтах семейств отразились в этой сцене, и недаром именно ею окончил автор свое изумительное произведение, лишний раз подчеркивая его чрезвычайно серьезное для общества значение.

Известно, что пьеса «Ревизор» была названа самим Гоголем комедией, и действительно, сюжет ее ироничен, и текст щедро изобилует забавными моментами, вызывающими искренний смех внимательного читателя. Однако на самом деле обличительная роль произведения была задумана великим автором отнюдь не для увеселительных целей.

«Смеясь, общество расстается со своими грехами», - эта бессмертная фраза необычайно актуальна не только в гоголевские времена, именно поэтому произведение о самых уродливых и позорных явлениях общества того периода было представлено в виде увлекательной комедии. Пьеса стала надеждой автора на то, что облечение грехов станет хорошим уроком и пользой для его власть предержащих современников.

На самом же деле боль и обида автора за государственное несовершенство, взяточничество и бесчестие чиновников, которые обязаны были верно служить своему народу, четко прослеживаются в этом произведении, и внимание читателя направлено, в первую очередь, на грехи и пороки представленных в комедии персонажей, во всем их жалком и ничтожном обличье.

И недаром термин «хлестаковщина», обнажающий огромные проблемы и беды России тех лет, жив и сегодня, как наиболее емкое и точное определение беззаконию и поголовной продажности государственного аппарата, и высмеивание недостатков правящих слоев, трусости, подлости и преступного равнодушия к нуждам людей великий автор со свойственной ему прозорливостью перенес и в наше непростое время.

Главный герой комедии Гоголя «Ревизор» Иван Александрович Хлестаков, по ошибке принятый руководством города за высокую персону из Петербурга – довольно своеобразная фигура, достойная пристального внимания.

Будучи столичным жителем и имея возможность созерцать все удовольствия и шик большого города, сам он, в силу своего скромного положения, не может принимать в них участия. И лишь оказавшись в обществе мелких провинциальных чиновников, подобострастно склоняющихся перед его мнимым величием, он старается компенсировать собственную ничтожность, представ пред ними в образе живой легенды, всесильного и властного «инкогнито из Петербурга». И можно ли обвинять в подобном бесчестии человека, прозябающего в бедных столичных кварталах и мечтающего о блеске и роскоши.

 Впрочем, персонаж Хлестакова весьма далек от образца человеческой порядочности. Это легкомысленный и ветреный кутила, игрок, считающий собственный комфорт и плотские наслаждения наилучшим времяпрепровождением. И если обвести вокруг пальца прожженных мошенников он считает делом благим, то суждения о собственных пороках ему совершенно чужды.

 Интересной и увлекательной линией комедии является и преображение Хлестакова из безденежного и ничтожного странника в строгого и непоколебимого «ревизора», старательно изображая которого, герой настолько увлекается игрой, что и сам начинает верить в свою власть над этими жалкими людьми. Это собирательный образ хвастуна и труса, бесцельно прожигающего собственную жизнь.

Невероятно точным и правдивым предстает перед читателями знаменитой комедии один из главных ее лиц, чиновник в высоком чине городничего, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Его нарочито важные манеры, чванство и даже сама фамилия, с иронией данная ему Гоголем, красноречиво говорят об отношении к этой персоне самого автора.

И действительно, при всем своем кажущемся авторитете в провинциальном уездном городке, Антон Антонович на самом деле нисколько не уважаем ни горожанами, ни подчиненными, тогда как его собственная псевдозначительность пытается убедить окружающих в важности и величии его должности.

Черты характера городничего в комедии «Ревизор» чрезвычайно красочно описаны великим автором. Это мелочность, малодушие, мракобесие и небывалый пафос. Воображая себя властителем города, он позволяет себе любое беззаконие, поступая исключительно из соображений корысти и эгоизма. С искрометным юмором автор, страница за страницей, подмечает все новые и новые негативные нюансы в поведении этого персонажа, указывая читателю на его полную ничтожность.

Именно этот контраст великосветских (якобы) манер городничего, важного и снисходительного поведения и его истинной низменной сущности и составляет подлинный портрет деятеля, призванного трудиться на процветание родного города и благо его жителей. Однако каждого приезжающего в уездный город встречают неприбранные улицы, разобранные заборы и совершеннейшее отсутствие порядка, тогда как его глава пребывает в полном и ничем не омраченном покое, роскоши и медоточивой лести подчиненных.

Произведение Н. В. Гоголя «Ревизор» - это величайший пример искусства сатиры в русской литературе, и вся комедия пропитана искренним и правдивым образом самого автора, преподносящего читателю животрепещущие проблемы русского общества в увлекательном и веселом ключе.

Читая эти строки, мы явственно ощущаем, что пьеса написана в необычайно остром сатирическом исполнении, и открытый смех автора звучит, как разоблачение фальши, подлости и лживости чиновничьего аппарата, он, словно набат, предупреждает об опасности погрязнуть в пороках и сладострастных утехах, потеряв человеческий облик и истинную мораль.

Сатира Гоголя – это явное и совершенно справедливое издевательство над взяточничеством, раболепием и мракобесием общества. На примере маленького, невесть где затерянного уездного городка Гоголь пытается воссоздать картину всей страны той эпохи и обличить порок в каждом из ее далеких уголков.

Автор искусно и тонко поддевает каждого из персонажей, невзирая на высоту его положения. Городничего он считает надменным и недалеким, его подчиненных – ничтожными и подобострастными, а главный герой комедии Хлестаков выступает в роли никчемного и беспринципного ловеласа, волею забавного случая принятого за столичного чиновника с секретным предписанием.

В каждой фразе комедии звучит неприкрытая сатира писателя, и этот его неповторимый стиль и сегодня поражает и восхищает каждого, кто готов прикоснуться к истинной русской литературе, не перестающей изумлять, воспитывать и развлекать.

 
Страница 1 из 2 1 2 > >>







© 2024 [ PG.t : 0.04 | DB.q : 6 | DB.t : 0.00 ]