Навигация
Опросы
|
Этот образ, поражающий свой душевной простотой и искренностью, по-настоящему трогает сердца читателей, и не случайно великий поэт придал ему столь красочные и выразительные черты доброты, скромности и, вместе с тем, силы духа.
Пушкинская Татьяна, провинциальная барышня, живущая на лоне природы, в тиши и уединении, являет собой милый и с самых первых страниц притягательный своим меланхоличным очарованием образ. И лишь с дальнейшим ходом событий мы наблюдаем в этой уравновешенной и послушной девушке жаркую бурю страстей, пылающую огнем любовь, снедающую все ее существо.
Ее переживания близки и понятны каждому, кому посчастливилось полюбить в своей жизни, и проницательный читатель может в полной мере осознать ту боль, доставленную снисходительным пренебрежением героя к ее отчаянному и поражающему своей чистотой признанию.
Но, несмотря на крах своих надежд и мучительные страдания, Татьяна в глубине души благодарна равнодушному герою за полноту жизни и всплеск эмоций, которые он подарил ей своим губительным появлением. И лишь подлинное величие души и сила воли могли дать ему прощение за свою первую поруганную любовь, любовь, которая, увы, не прошла, а стала тайной и постоянно кровоточащей раной, невзирая на блеск и богатство успешного брака.
И этот поразительный контраст внешнего спокойствия, затаенной боли и бурлящих в душе страстей чрезвычайно любим читателем так же, как и его великим автором.
|
В бессмертном романе «Евгений Онегин» великий автор представил читательскому суду главного героя, являвшегося по тем временам типичным образом столичной молодежи с определенным уровнем достатка, меланхолично прожигающей жизнь, не находя в этом, впрочем, особого смысла.
Типаж Онегина действительно своеобразен. Это человек, располагающий широчайшими возможностями для выбора собственной деятельности и интересов, усовершенствования и пополнения знаний, всяческой работы над собой. Однако все, что его влечет – это разгульные вечеринки, легкомысленный флирт и сон до обеда, а беспокойства и размышления вызывает лишь поиск следующего места подобного времяпрепровождения.
Примечателен тот факт, что автор не преподносит образ героя резко и негативно окрашенным, напротив, он не отделяет его от прочих, считая подобный тип на тот момент довольно распространенным и весьма обычным.
Обычными для столичной молодежи того времени считает автор и хандру, и пресыщение всяческими жизненными удовольствиями, да и принятое в большом городе слегка снисходительное отношение к любви, чести и другим моральным ценностям также описывается как общепринятая линия поведения, явно выделяющаяся лишь на фоне простодушных и искренних деревенских семейств.
Так образ Евгения Онегина можно с полной достоверностью считать собирательным образом героя того времени, пускай и обладающего рядом несомненных достоинств, но, вместе с тем, циничного, беспринципного и, увы, малодушного.
|
Центральными женскими образами в романе «Евгений Онегин» предстают пред читателем сестры Ларины, проводящие свою юность и становление в сельской глуши, среди бескрайних просторов, милых сердцу природных красот и неспешно тянущихся деревенских дней. Но сколь великой представляется нам разница характеров этих девушек, ведущих скромный и лишенный всяческих страстей образ жизни.
Задорная и румяная Ольга, полная жизни и ребяческого кокетства, и тихая, меланхоличная Татьяна, в сердце которой живет неутолимый огонь любви. Эти сельские барышни по-своему милы и очаровательны, но если бойкая Ольга притягивает все без исключения мужские взгляды, привлекая своей яркостью и лукавым смехом, то Татьяна – это мечта натуры поэтической, тонко чувствующей и понимающей все величие души под этой нежной и застенчивой завесой.
Разница этих характеров проявляется и в отношении сестер к любви и близким отношениям. Ольга, как кажется, с ветреной легкостью играет наивными мужскими сердцами, ее невинный флирт способен довести до безумия отчаянного влюбленного. Совсем иной представляется читателю Татьяна. Ее отношение к любви трепетно и непорочно, она страшится невольно вырвавшимся словом или вздохом обнаружить свою страсть, оставаясь невидимой для предмета своего обожания.
И если для Ольги все пережитое забудется вскоре, как страшный сон, а жадная к жизни юность обнаружит все новые и новые радости, то для Татьяны память об отвергнутой любви ляжет тяжелым грузом на всю ее жизнь, и даже самое проницательное око не заметит в этой блистательной светской даме глубокой горести и боли, и слезы утраченных надежд останутся невидимыми для того, кто так хладнокровно и неосторожно коснулся нежного девичьего сердца.
|
Всю свою искреннюю любовь и восхищение вложил великий автор в образ героини романа «Евгений Онегин». Он открыто любуется ее милым и незатейливым очарованием, в котором лишь проницательный глаз мог бы заметить величие духа, необычайную силу воли и отчаянное стремление любить и быть любимой.
Меланхоличной и скучающей сельской барышней предстает пред нами Татьяна в первых строках романа, однако чем больше узнает ее читатель, тем более уважительным и внимательным становится его отношение. Ведь эта девушка, при всей своей робкой застенчивости, обладает поистине сильным и непреклонным характером, но вместе с тем и нежностью, покладистым нравом, верностью, умом и женственной мягкостью, словом, всеми качествами, которые любой мужчина желал бы видеть в своей супруге.
Увы, герой романа и предмет отчаянной, слепой любви Татьяны узрел в ней лишь внешнюю оболочку неопытной и бесхитростной девушки, в своем самолюбовании забыв заглянуть ей в душу, где он увидел бы горячую страсть, готовность к самопожертвованию и неиссякающую прелесть чистой души, навеки разбив ее сердце, полное пламенных надежд.
И этот страшный для Татьяны момент осмеяния ее первой любви становится переломным в ее жизни, уже ничто не порадует и не оживит холода ее сердца, ничто не залечит кровоточащую рану. Не по годам повзрослевшая, степенная и блистательная замужняя женщина, она несет в своей душе непреходящее горе, находя самое горячее сопереживание автора, испытывающего несомненную гордость за чистоту и силу духа своего милого идеала.
|
Чрезвычайно интересной, яркой и полной контрастов картиной представляется читателю дружба многоопытного в делах любви и света Онегина и юного поэта Владимира Ленского, восторженного и чистого в своих помыслах.
Да и можно ли назвать истинной дружбой подобный союз «льда и пламени», в котором один от души стремится к душевной близости и откровению, а второй лишь уступает собственной скуке и извращенному любопытству. Тем не менее, отношения Евгения и Владимира достаточно длительное время представляли бесспорную пользу и живой интерес, поскольку молодость всегда тяготеет к молодости, сколь бы противоположными ни были характеры друзей.
В деревенской тиши и уединении, где воспитывался пылкий и нежный Ленский, и где пытался найти свое место столичный кавалер Онегин, молодые люди наслаждались общением, черпая друг у друга новые и непостижимые для себя черты и знания.
Однако именно эта разница характеров, манер и моральных ценностей и привела сей союз к трагическому финалу. Друг убил друга, и эта драма во многом усугубляется тем, что из двух приятелей погиб не зрелый и циничный человек, а невинный юноша, возвышенный и поэтичный. Впрочем, смерть всегда трагична, и противоположный исход не уменьшил бы скорби.
В любом случае, короткий, но полный самых различных чувств и эмоций период общения Онегина и Ленского стал уроком для обоих молодых людей, а страшный конец этой истории стал переломным моментом в жизни главного героя, который уже никогда не смог бы быть прежним.
|
Бессмертное, поражающее своей невероятной живостью произведение «Евгений Онегин» на момент своего создания явилось своеобразной энциклопедией жизненного уклада того времени.
Одновременно с линией событий и историями главных действующих лиц романа автор тонко прослеживает и реальную жизнь как столицы, так и уединенной деревни, создавая тем самым правдивую и наглядную картину.
С утонченным наслаждением автор описывает жизнь театрального Петербурга, его изысканность и блеск. Мы явственно видим украшенную огнями сцену и знаменитых балетных див. Мы вместе с автором прогуливаемся по сырым и туманным петербургским улицам, ожидая наступления вечера и начала блистательной салонной жизни. Высокое общество, балы, великосветские манеры и развлечения, куртуазность разговора – так мы видим городскую жизнь, полную опасных соблазнов и приятного времяпрепровождения.
С великим мастерством повествует великий автор и об уединенной деревенской жизни, где царят гармония, покой и свой особенный порядок, столь далекий от шума и бурлящей жизни большого города. Эти неспешные чаепития, застольные беседы о насущном, отсутствие пафоса и городских изысков умиротворяют и убаюкивают, словно лишний раз подчеркивая суетность и чванливость столицы.
И даже портреты людей, описанных в романе, служат некими собирательными образами как столичных жителей, так и обитателей российской глубинки, а их черты, привычки и манеры, тонко подмеченные поэтом, вполне и с большой долей достоверности можно применить и к нашему сегодняшнему времени.
|
Один из излюбленных самим автором герой романа «Евгений Онегин», Владимир Ленский, предстает перед читателем застенчивым и наивным юношей, сердце которого навеки покорила задорная и полная очарования Ольга.
Отчаянно влюбленный, полный страстных и восторженных чувств, жизнелюбивый и мечтательный юный поэт проводит свои тихие часы уединения в мечтах о счастье, и эта чистая и поистине величественная любовь прекрасна, она трогает наши сердца, заставляя верить в верность, искренность и глубокую взаимность.
Роковой и трагической стала развязка так называемой дружбы Ленского с Онегиным, хладнокровно преступившим черту человеческой порядочности. Однако весь период общения со столичным повесой был и приятен, и полезен для молодого юноши, воспитанного в сельской тиши, среди прекрасных пейзажей и простых, бесхитростных людей. Жадно поглощая знания Онегина о жизни большого города, он с готовностью пускался в дискуссии и неспешные беседы, искренне наслаждаясь обществом этого нового и столь непостижимого для него человека.
Увы, соображения достоинства и чести оказались для поэта выше, нежели жизнь. Но отдав ее за собственные убеждения, он стал неизмеримо выше, чем тот, кто совершил роковой выстрел. Безграничное самопожертвование, восторженная юношеская влюбленность, светлая и чистая душа, Владимир Ленский стал необычайно близок каждому, кто ценит истинное величие духа, преданность и благородство.
|
Необычайно светлым и очаровательным образом в романе Пушкина «Евгений Онегин» стала младшая из сестер Лариных, юная и обворожительная Ольга, невольно притягивающая как восхищенные взгляды окружающих ее мужчин, так и внимание читателя.
Задор и веселый нрав, отличающий эту девушку, еще более заметны на фоне грустной меланхолии ее старшей сестры Татьяны. Она полна жизни и огня, она весела и беззаботна, что для многих считается признаком истинной женственности. С ней каждый чувствует себя необычайно легко и непринужденно, и это самым естественным образом умножает число ее поклонников, стремящихся к приятному времяпрепровождению в женском обществе.
Для юного поэта и мечтателя Владимира Ленского Ольга стала светочем его жизни, единственной и неповторимой любовью, тогда как Онегин счел возможным использовать ее природную веселость и обаяние для легкого и незатейливого флирта, лишь для того, чтобы досадить своему молодому приятелю.
И один лишь этот факт указывает на то, что образ Ольги, при всей своей наивности и чистоте не мог бы внушить подлинную, беззаветную и всеобъемлющую любовь автору, искренне восхищавшемуся застенчивой, но столь глубоко чувствующей Татьяной. На фоне ее благородства и уравновешенности Ольга выглядит легкомысленной кокеткой, желающей вызывать восторг и поклонение, но не истинную любовь.
Однако ее стремление быть в центре внимания – отнюдь не продуманная и выверенная игра. Это лишь веяние молодости и наивного желания быть всеми любимой. Не отдавая себе в том отчета, она разбивает сердца, не будучи коварной и порочной. Ольга – это живое воплощение юности, подчас жестокой, но неизменно привлекательной.
|
Любой проницательный читатель, искренне наслаждаясь строками величайшего литературного произведения «Евгений Онегин», отчетливо осознает, насколько глубоко пропитан роман чувствами и переживаниями самого великого автора. Он незримо присутствует в каждом описании, каждой сцене, и его образ оттеняет каждую главу романа, придавая ей живости и истинной человечности.
С самых первых строк мы чувствуем личное отношение автора к природным явлениям, столичной светской жизни и, конечно, главному герою. Несмотря на то, что Пушкин величает Онегина не иначе как «добрый мой приятель», он отнюдь не олицетворяет его с самим собой, напротив, автору чужды многие заблуждения молодого повесы, он деятелен и не склонен к серой и унылой хандре, от души осуждая в этом своего легкомысленного героя.
Шаг за шагом следуя за Онегиным в его путешествиях и новых встречах, автор неизменно выражает свое мнение по поводу тех или иных его поступков, необычайно тонко и деликатно доводя его до читателя. Так образ самого Пушкина становится главным героем произведения, искусно переплетаясь с основной сюжетной линией.
И действительно, влияние автора на впечатление от романа бесспорно, и мы безошибочно распознаем и от души разделяем его симпатии и антипатии, вместе с ним мы переживаем горе и боль его любимых героев, осуждая пороки и жестокость.
Следуя за мыслью автора, мы, словно воочию, видим уклад русской жизни тех лет – и блестящую великосветскую жизнь, полную напыщенного пафоса и шика, и деревенское уединение на лоне прекрасных и милых сердцу сельских пейзажей.
В романе автор отражает свою душу, щедро делясь ею с каждым, кто хочет приблизиться к подлинному искусству.
|
|
|
|